Вопрос: Компания выступает лицензиаром по лицензионному соглашению с иностранной компанией на предоставление неисключительной, передаваемой в порядке сублицензии, лицензии на использование конструкторской документации и патента (далее — лицензионное соглашение). Компания реализует право требования долга по лицензионному соглашению в пользу третьей стороны.
Порядок обложения НДС по лицензионному соглашению Компания определяет в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ — предоставление неисключительной лицензии и патента не облагается НДС на основании пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ совокупно с положениями пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Таким образом, для целей учета НДС ст. 148 НК РФ исходит из более широкого понятия услуг и классифицирует предоставление неисключительной лицензии и патента как оказание услуг. Данный вывод подтверждается п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в котором указано на то, что гл. 21 НК РФ предусматривает иное содержание понятия «услуги», нежели установлено п. 5 ст. 38 НК РФ и п. 1 ст. 39 НК РФ. Аналогичные выводы транслируются в разъяснениях Минфина России и распространяются также в части применения положений ст. ст. 149, 161 НК РФ.
Верно ли Компания, последовательно применяя положения гл. 21 НК РФ, классифицирует предоставление неисключительной лицензии и патента в качестве оказания услуг в целях применения положений абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ при обложении НДС реализации права требования долга по лицензионному соглашению?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.
Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса предусмотрено, что при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены. В связи с этим при уступке российской организацией (лицензиаром), являющейся первоначальным кредитором, денежного требования, вытекающего из договора на предоставление неисключительной лицензии и патента иностранной компании (лицензиату), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного российской организацией при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2024 N 03-07-08/55877