Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее — исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
1) об оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика — юридического лица в фельдшерском здравпункте заказчика — юридического лица. Договор об оказании услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории работодателя в соответствии с лицензией исполнителя непосредственно работникам заказчика — юридического лица (работодателя). В отношении каждого работника договор не заключается;
2) об оказании услуг по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров работников заказчика — юридического лица. Договор об оказании услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории исполнителя в соответствии с лицензией исполнителя непосредственно работникам заказчика — юридического лица (работодателя). В отношении каждого работника договор не заключается.
Являются ли виды деятельности, поименованные в п. п. 1 и 2 вопроса, деятельностью, которая освобождается от уплаты НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации)?
Вопросы по нюансам медицинской деятельности в сегменте медосмотров:
— в рамках услуг, поименованных в п. 2 вопроса, исполнитель еще осуществляет услуги по проведению психиатрического освидетельствования путем привлечения соисполнителя, у которого имеется лицензия на данный вид деятельности (у исполнителя она отсутствует). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику;
— кроме того, исполнитель производит забор анализов, необходимых для целостности медосмотра (в рамках обязательных исследований по медосмотру, определяемых по факторам, определенным в спецоценке труда работников заказчика. Эти анализы передаются впоследствии для исследования в лабораторию (другую организацию) с соответствующей лицензией, так как у исполнителя отсутствует лицензия на проведение данного рода исследования. Результаты анализов от соисполнителя выставляются исполнителем заказчику с наценкой, но в сумме единого целостного медосмотра составляют часть цены медосмотра). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику, если у исполнителя нет лицензии на данный вид услуг, он закупает услуги у другого юридического лица (соисполнителя), имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в рамках целостного медосмотра;
— облагаются ли НДС услуги по забору и исследованию других анализов, если исполнитель имеет лицензию на предоставление данного рода услуг, но привлекает соисполнителя для их оказания, также имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в составе целого медосмотра, а не отдельной этой услуги?

Ответ: На основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее — Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее — Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее — Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2024 N 03-07-07/120926